Судебная и досудебная психологическая экспертиза |
Кто такой сказкотерапевт? | |
---|---|
В России не существует официально закреплённой в нормативных актах профессии или специальности «сказкотерапевт». Поэтому этим термином определяется только особенность методологического подхода специалиста той или иной специальности. Сказкотерапевт – это лицо, использующее в своей практике метод сказкотерапии. |
Кто вправе использовать метод сказкотерапии? | |
---|---|
Юридическим правом использовать метод сказкотерапии, то есть правом применять его в своей практике в рамках любого рода деятельности и в любой сфере жизни, обладает каждый человек. Никаких документов, предоставляющих право на использование этого метода, не требуется: во-первых, законодательство не устанавливает общих ограничений на использование метода сказкотерапии, а во-вторых, никто не вправе ограничивать использование этого метода в частном порядке. Согласно п. 5 ст. 1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы и т.п., а значит сам метод, отдельные его части и варианты не подлежат правовой защите, не могут быть зарегистрированы как объекты авторского права, не удостоверяются какими-либо документами (свидетельствами, патентами). |
Кто вправе преподавать сказкотерапию? | |
---|---|
Преподавание сказкотерапии как вид использования данного метода вправе осуществлять любое лицо вне зависимости от того, как и где оно получило знания о сказкотерапии. Специальное разрешение на преподавание сказкотерапии не требуется. Не существует никаких легальных документов, дающих эксклюзивное право осуществлять обучение сказкотерапии. Любые утверждения о наличии у кого-либо особых прав разрешать использование (в том числе в виде преподавания) сказкотерапии являются в лучшем случае следствием неосведомлённости, а в худшем – попыткой злонамеренного введения в заблуждение и актом не этичной конкуренции. |
Как стать сказкотерапевтом, где готовят сказкотерапевтов? | |
---|---|
Стать сказкотерапевтом – значит овладеть методом сказкотерапии. Этого можно достичь в рамках самообучения, то есть путём самостоятельного изучения метода сказкотерапии по научной литературе, практическим пособиям, выявления особенностей метода в обсуждениях с коллегами, и т.п. Другой способ получить знания о сказкотерапии, овладеть навыками применения этого метода, состоит в прохождении обучения на организованных семинарах и тренингах, в том числе и на обучающих тренингах и семинарах Санкт-Петербургской Мастерской Сказкотерапии. Разумеется, два указанных способа – не исключающие, а дополняющие друг друга. При рассмотрении объявлений о проведении семинаров по сказкатерапии рекомендуется обратить внимание на несколько важных обстоятельств, анализ которых позволит не ошибиться с выбором. Если Вашей целью является повышение квалификации и Вам необходимо получить надлежащий документ, признаваемый государством или работодателем как подтверждающий успешное завершение обучения по программе повышения квалификации, убедитесь, что у организатора или лица, предлагающего обучение, есть действующая государственная лицензия на образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования. Важно: один только статус учебного заведения (к примеру, «негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования») не позволяет выдавать обучающимся итоговый документ в виде свидетельства государственного образца; необходима указанная выше (не любая) лицензия. Во избежание недоразумений мы призываем вас проверять наличие указанной лицензии. Учреждение дополнительного образования обязано предоставить вам сведения о лицензии, предъявив оригинал или копию лицензии, или же сообщив подробные данные о ней, включающие: номер лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, дату выдачи и срок действия лицензии. Мы также рекомендуем внимательно подходить к тем званиям и регалиям, которые приписывают себе лица, берущиеся преподавать сказкотерапию. В России существует Единый реестр учёных степеней и учёных званий (см. Постановление Правительства России от 30.01.2002 № 74). Установлены следующие учёные степени: ученая степень доктора наук, ученая степень кандидата наук. Установлены следующие учёные звания: ученое звание профессора по специальности, ученое звание доцента по специальности, ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения, ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения. Разнообразные иностранные степени и звания, даже очень громкие, признаются в России только после прохождения специальной процедуры – нострификации. Процедура призвана выявить, является ли иностранная учёная степень или звание эквивалентом существующих в России степеней и званий, а также можно ли рассматривать подтверждённый зарубежными степенью или званием уровень образования аналогичным отечественному уровню образования, подтверждённому российской учёной степенью или званием. Успешное прохождение процедуры нострификации подтверждается специальным документом – Свидетельством о признании или эквивалентности документов. Выдача такого документа осуществляется Управлением лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Если эквивалентность документов об образовании определена соответствующим межправительственным или межведомственным (с участием Министерства образования и науки Российской Федерации) соглашением или протоколом, выдается соответствующее свидетельство. Без подобных подтверждающих документов иностранные степени и звания не могут рассматриваться как соответствующие каким-либо российским степеням и званиям. Всевозможные «доктора психологии» и «магистры космодинамики» могут получить свои громкие титулы после окончания каких-нибудь трёхмесячных курсов в малоизвестных и не обладающих авторитетом учебных заведениях. |
Каким образом осуществляется повышение квалификации сказкотерапевта? | |
---|---|
Прежде всего, как уже отмечалось в ответах на другие вопросы, «сказкотерапевт» не является профессией, специальностью, квалификацией или квалификационной категорией. «Квалификация» - термин, имеющий несколько значений. В первом значении термин «квалификация» используется для характеристики уровня подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. В частности, для выпускников вузов существует три уровня квалификации (степени): бакалавр, специалист, магистр. Присвоение уровня квалификации в этом смысле осуществляется (при успешном завершении обучения) для бакалавров и специалистов в аспирантуре, а для магистров – в магистратуре. Второе значение термина «квалификация» - это совокупность свойств работника, характеризующих объем его профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми он должен обладать для трудовой деятельности на конкретном рабочем месте. Повышение квалификации в этом смысле возможно в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Поскольку «сказкотерапевт» - это не профессия и не специальность, не правильно говорить о повышении квалификации сказкотерапевта. Знания и навыки, получаемые при прохождении обучения по программам повышения квалификации по сказкотерапии, повышают квалификацию не сказкотерапевта, а специалиста, использующего в своей профессиональной практике сказкотерапию – психолога, педагога и т.п. Таким образом, правильнее говорить о повышении квалификации психолога (педагога, т.п.) по программе повышения квалификации по сказкотерапии. Повышение квалификации может осуществляться как с присвоением новых квалификационных категорий, так и без их присвоения. Необходимо обратить внимание на то, что квалификационные категории регламентируются действующим законодательством и определены нормативными актами. Присвоение несуществующих квалификационных категорий, таких как «сказкотерапевт-специалист», «сказкотерапевт-эксперт» и т.п., является неформальным и не имеющим никакого юридического и практического значения. Такие «звания» являются не более чем маркетинговым приёмом организаторов семинаров по сказкотерапии, не признаются никем, кроме присвоивших эти «звания», не расширяют права на использование метода сказкотерапии. |
Почему учебные программы Санкт-Петербургской Мастерской Сказкотерапии сертифицированы ИМАТОН? | |
---|---|
Институт практической психологии «Иматон» учрежден Институтом психологии Российской академии наук и является одним из наиболее авторитетных негосударственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования в России. Свою деятельность ИМАТОН осуществляет на основе государственной лицензии на образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования. В 2007 Санкт-Петербургская Мастерская Сказкотерапии добровольно представила свои учебные программы по сказкотерапии на суд учёных и специалистов ИМАТОН, которые подтвердили соответствие этих программ высоким требованиям, предъявляемым Институтом, соответствие этих программ его преподавательским и научным стандартам. Тем самым была произведена сертификация программы по сказкотерапии в Институте практической психологии «Иматон». Успешная сертификация программы по сказкотерапии позволяет Мастерской Сказкотерапии развивать сотрудничество с ИМАТОН, проводя семинары по сказкотерапии в том числе в стенах Института, предоставляя успешно прошедшим семинары Мастерской Сказкотерапии подтверждающие документы под эгидой ИМАТОН. |
Задать свой вопрос | |
---|---|
Уважаемые коллеги! Свои вопросы юристам, обслуживающим нашу компанию, вы можете задать по электронному адресу: INFO@SADON.RU В теме письма, обязательно укажите "ВОПРОС ЮРИСТАМ". Если ваш вопрос окажется интересным, специалисты обязательно ответят на него. |