Санкт-Петербургская Мастерская Сказкотерапии
Публикации

_____________1.jpg


 

Сказкотерапия и сказкотерапевты, с чего начать
Эта статья посвящена методу сказкотерапии. Целью данной статьи, является прояснения направления движения для желающих освоить и понять метод сказкотерапии, для профессионального использования.
Дмитрий Борисович Кудзилов,психолог, клинический психолог, судебный эксперт-психолог. Руковолитель Санкт-Петербургской мастерской сказкотерапии.

Кудзилов Дмитрий Борисович. Как писать психологические заключения для суда. Психолог как судебный эксперт.
Вы можете подумать, что не занимаясь непосредственно судебной экспертизой, у вас никогда не возникнет потребность в знаниях правильного оформления документов, однако следует помнить, что экспертом в соответствии с законом может стать любое лицо имеющее специальные познания. А это значит, что в любой момент суд или следствие может обратиться к вам с просьбой о производстве определенных психологических исследований с целью выяснения тех или иных вопросов входящих в вашу сферу компетенции.

Дмитрий Кудзилов, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Рисунок в психодиагностике. Публикация в журнале «Школьный психолог» № 43/2003
Наверное, настало время, когда ни один практический психолог не может обойтись без помощи проективных графических тестов. Уже мало кто из его клиентов удивляется, когда слышит задание: «Нарисуйте свою семью», или «Нарисуйте дерево», или «Нарисуйте несуществующее животное». Использование рисунка для определения индивидуальных особенностей и проблем клиента становится традиционным.

Дмитрий Кудзилов. Сказки, сказкотерапия, нравственный иммунитет в процессе конструктивной социализации личности
Посредством, каких способов можно решить задачу нравственно-духовного воспитания в семье, каким образом привить ребенку важные ценностные ориентиры, как предостеречь его на жизненном пути и где искать источник духовной силы, который будет сопровождать его всегда? Эти вопросы возникают практически у каждого мыслящего человека и история, к счастью, не оставляет их без ответа. Богатая своими традициями, она указывает на единственный верный путь, это путь осознания и возрождения нравственных ценностей.
Однако не достаточно просто говорить и объяснять сами ценности. В формировании моральных убеждений исключительно важную роль играют эмоции. Без эмоционального переживания моральное действие становится либо случайным, либо формальным. Моральное убеждение становится эффективным руководителем действий лишь в том случае, если оно обладает как интеллектуальным, так и эмоциональным содержанием
Сказки, сказкотерапия, песочная терапия являются

Т.М. Грабенко. Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами игротерапии.
Современное образовательное пространство значительно расширило свои привычные границы. В нем задействованы не только образовательные учреждения – детские сады, центры диагностики и развития, школы, колледжи, вузы, но и мультимидийное поле – от всеобщей и ранней «мобилизации» до всемерно доступного Интернета.

Кудзилов Д.Б. Долгострочный результат сказкотерапии
Мне кажется, что из прочтения этой истории, специалистам станет понятно под какие цели и задачи она писалась. Я буду рад, если кто-то из коллег сочтет ее полезной и в своей практике и воспользуется ею для помощи людям.

Дмитрий Кудзилов, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Сказки для мальчиков и девочек
Нередко родители, интуитивно понимающие, что воспитание необходимо соотносить с полом ребенка, спрашивают нас, какие сказки читать девочкам, а какие мальчикам.
Конечно, и девочкам и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно. прололжение публикации...

Дмитрий Кудзилов, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. "Помнит ли Король твоей страна, что он - Король?..."
Дорогие друзья, вы, наверное, каждый день читаете детям сказки? Это значит, что вы занимаетесь сказкотерапией и поступаете мудро. Одно из значений слова «терапия» – забота. Рассказывая ребенку сказки, обсуждая их, вы заботитесь о развитии его души и интеллекта. Дело в том, что в сказках, легендах, притчах, мифах «зашифрована» чрезвычайно важная информация для жизни человека. Ребенок же воспринимает ее неосознанно. В его бессознательном создается символическая «картотека» Банка Жизненных Ситуаций.

Юлия Давыдова. "Волшебные перчатки" и другие психокоррекционные сказки
В маленьком ли городке, в большом ли городе, это с какой стороны посмотреть, жила была девочка лет шести, умница-разумница и просто красавица. Звали её Машенька. И была девочка эта не простая, а заколдованная. Наслала на неё свои чары лесная ведьма, с которой Маше выдалось повстречаться в детстве. С тех самых пор, если Маша что-то роняла или бросала, будь то любимая игрушка, книга или даже мамина помада, то никак не могла поднять предмет сама. Настроение у неё тут же портилось, внутри просыпалось колдовское упрямство, и ни за что не давало девочке навести порядок в своих вещах и игрушках. Весь дом к вечеру обычно кишил сломанными игрушками, то тут то там были рассыпаны разные мелочи, виднелись пятна от разлитого сока или молока.

Юлия Давыдова. В гостях у сказки
Сказка с древних времён служит волшебным инструментом для передачи опыта людей друг другу. Она несёт в себе традиции народа и знания о его социальной и духовной жизни. А знаете ли вы, что именно сказка может стать палочкой-выручалочкой в сложных вопросах воспитания детей?

Дмитрий Кудзилов, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Карта сказочной страны («Школьный психолог», №45/2003)
Характер и успех социальной самореализации человека зависит от его системы ценностей и особенностей процесса целеполагания. Поэтому мы разработали методику, позволяющую определить образ цели клиента, — «Карта сказочной страны».
Образ цели. Что это такое? Некий ориентир, результат, к которому осознанно и неосознанно стремится человек? Ощущение предназначения и представление о его реализации? Образ света, к которому стремится душа?

Шевелёва Е. В. Песочная психотерапия в практике психолога ПМПС школы.
На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций и т.д. Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.

Дмитрий Кудзилов. ШКОЛА ВОЛШЕБНИКОВ. Программа по формированию системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания. Публикация в журнале «Школьный психолог», №47/2003.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВОЛШЕБСТВЕ
Замечали ли вы, уважаемые читатели, что мир современного ребенка и подростка буквально пропитан магией? С каким увлечением большинство из них читают и смотрят фильмы о Гарри Поттере или наблюдают за приключениями сестричек Халливелл в сериале «Зачарованные»! И многие по секрету сообщали, что мечтают обладать такими же волшебными способностями.
Похоже, пришло время для активного формирования у детей и подростков понятия «волшебство».

Дмитрий Кудзилов. Теория нравственного иммунитета.
Под “нравственным иммунитетом” следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера.

Юлия Давыдова. Несколько слов о нравственном развитии.
Каждый родитель мечтает о здоровом и умном ребёнке. Но это не всё о чём должны беспокоиться родители. Такие качества как справедливость, честность, нравственность играют огромную роль в жизни личности, часто – судьбообразующую. А знаете ли Вы, что моральные суждения и нравственность, как и мышление, память, речь, подвержены развитию? Учёные, занимающиеся этой проблемой, пришли к выводу, что только на начальных стадиях развитие нравственности тесно связано с биологическим возрастом ребёнка, позднее, приблизительно с подросткового возраста личный опыт играет более важную роль в достижении высоких уровней нравственности.

Дмитрий Кудзилов. Практика психокоррекции методом сказкотерапии.
В данной статье приведен пример психокоррекционной сказки, которая сочиняется на консультации совместно с клиентом. Психолог, сказкотерапевт, приписывает главному герою основные черты консультируемого, символически описывает проблемную ситуацию и совместно с клиентом разрешает ее.

Дмитрий Кудзилов. Публикация: «Нравственный иммунитет» и волшебство.
В концепции сказкотерапии мы все чаще используем понятие "нравственный иммунитет", понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Содействие формированию нравственного иммунитета становится одной из важнейших задач сказкотерапевта

Дмитрий Кудзилов. Случай из практики. Мастерская сказкотерапии
К психологу обратилась бабушка 11-летнего мальчика, повод для обращения бабушка объяснила кражами мальчика из дома достаточно серьезных сумм денег.
На первой встрече с бабушкой выяснилось, что мальчик живет с ними уже около года. Из рассказа бабушки стало известно, что мальчик рос в семье до шести лет, в этом возрасте у родителей ребенка произошел развод, после чего мальчик остался с отцом. Когда ребенку исполнилось 8 лет, его отец 35-ти лет создал новую...

Кудзилов Д.Б., Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю.
Психофизиологические исследования центральных механизмов коррекции эмоциональных расстройств тревожного ряда у человека способом транскраниальных левополушарных электрических воздействий. В кн.: Механизмы адаптивного поведения. СПб, Наука, 1999, С. 107-108.

Кудзилов Д.Б., Илюхина В.А
Особенности центральных регуляторных расстройств у детей 6-8 лет с последствиями перинатальной патологии ЦНС гипоксически-ишемического генеза. В кн.: Итоги программы «Десятилетие мозга» Нейроиммунология. СПб, 2000, С.49-50.

Кудзилов Д.Б., Кожушко Н.Ю.
Исследование особенностей изменений функционального состояния детей с отдаленными последствиями перинатальной патологии ЦНС при переходе к обучению в школе.- В кн.: Колебательные процессы гемодинамики. Пульсация и флюктуация сердечно-сосудистой системы. Миасс 2002. С.140-148.

Кудзилов Д.Б.
Особенности уровня бодрствования и эмоционального состояния детей в период подготовки и начала обучения в школе. В мат. ХХХ Всеросс. Совещ. по проблемам ВНД, СПб, 2000, Т.1, С. 226.

Kudzilov D.B., Kozhushko N. Yu., Fyodorova M.A.
Peculiarities of Disturbance of a CNS Functional State and Cerebral Hemodynamic at the Children with Consquences Perinatal Encephalopathy. In V IBRO World Congr. of Neuroscience 1999, Israil.

Дмитрий Кудзилов, Евгения Мищенко. Психологические травмы женской души и возможности их сказочной трансформации
Первые возможные травмы подстерегают девочку в детстве. Это может быть холодность и отстраненность матери, излишняя материнская критичность и конкуренция с дочерью. Возможно, девочка не получает отцовской поддержки, признания и восхищения. Тесная эмоциональная зависимость от отца или матери, или, наоборот, дистанцированность от родителей, могут доставить маленькой женщине много горьких минут. В дальнейшем дефицит любви и нежности в детстве рождает в душе взрослой женщины чувство незащищенности и неуверености в себе.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Рассказывание историй, сказок как проективная методика.
Успешность семейной психотерапии во многом зависит от того, насколько психотерапевту удалось понять суть семейных проблем клиента. Основными методами диагностики при этом, разумеется, являются методы клинической беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит пациента приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Причем часто утаиваются наиболее важные события, в искаженном виде освещаются значимые отношения. Психотерапевт может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй.

Кудзилов Д.Б. Судебная психологическая экспертиза по делам об определении места жительства ребенка.
Статья посвящена вопросам проведения судебной психологической экспертизе при разводе. Информация будет полезна как специалистам, так и людям которые оказались заинтерисованы в получении этих знаний.

Дмитрий Кудзилов Сказки которые не работают
Всякий раз, когда начинается очередная группа по обучению психологов сказкотерапии, я спрашиваю коллег о том, почему они тут, на этом семинаре, отчего им хочется овладеть этим методом. Большую часть ответов можно отнести к несколько искаженному представлению об использовании сказки в психологическом консультированиюВсякий раз, когда начинается очередная группа по обучению психологов сказкотерапии, я спрашиваю коллег о том, почему они тут, на этом семинаре, отчего им хочется овладеть этим методом. Большую часть ответов можно отнести к несколько искаженному представлению об использовании сказки в психологическом консультированию

Дмитрий Кудзилов. Проживание сказки через рисунок
Как я писал ранее, сказку не достаточно просто написать или прочитать клиенту, сказку необходимо прожить, дать возможность клиенту принять её, изменить или отказаться от неё.
Одним из самых простых способов проживания сказки, это рисование. Но ведь сказки могут быть как короткими, так и длинными, с одной сюжетной линией или с несколькими которые при этом могут переплетаться в причудливые связи. Не рисовать же сказку целиком, на это могут уйти годы как у создателей мультфильмов.