Дмитрий Кудзилов. Случай из практики. Мастерская сказкотерапии

Случай из практики.

К психологу обратилась бабушка 11-летнего мальчика, повод для обращения бабушка объяснила кражами мальчика из дома достаточно серьезных сумм денег.
На первой встрече с бабушкой выяснилось, что мальчик живет с ними уже около года. Из рассказа бабушки стало известно, что мальчик рос в семье до шести лет, в этом возрасте у родителей ребенка произошел развод, после чего мальчик остался с отцом. Когда ребенку исполнилось 8 лет, его отец 35-ти лет создал новую семью; у мальчика появилась старшая сводная сестра 13-ти лет и мачеха 39-ти лет. В этой семье ребенок пробыл 3,5 года. Со слов бабушки мальчик подвергался жестким наказаниям за поступки, которые мачеха считала серьезными провинностями. От ребенка неукоснительно требовалось соблюдения режима дня, особое значение придавалось пунктуальности, если мальчик задерживался хоть на несколько минут, неминуемо следовало жесткое обращение с ним. Отец ребенка в процесс воспитания новой жены не вмешивался. Со слов его матери он полностью потакал таким дисциплинарным взысканиям, считая, что сын растет манипулятором и обманщиком, и единственный способ вырастить из него достойного человека – это жесткое диктаторское влияние на поведение сына. Бабушка также отмечает, что внук всегда был неряшливо одет в старую одежду, хотя достаток в их семье весьма высок, мальчик плохо рос и отставал в весе, бабушка связывает это с вегетарианством, которое было принято в семье с появлением мачехи. Отношения с новой женой своего сына бабушка характеризует как очень плохие, говоря, что изначально не приветствовала этот союз. Недовольство бабушки увеличивалось и тем, что внуку крайне редко разрешалось посещать бабушку с дедушкой, а ночевать никогда не позволялось. Более того, бабушка сетует и на негативное изменение отношений с сыном, упоминая о нем в разговоре как о неблагодарном, упрекая себя, что упустила очень многое в его воспитании. «Другое дело наша дочь, - говорит бабушка, - несмотря на то, что она сейчас живет в другой стране, у нас очень теплые отношения, и они помогают мне выжить».
У ребенка непростая судьба, его мать погибла, когда ему было 3 года. Обстоятельства гибели бабушка пропустила и уже в последующей работе с семьей выяснилось, что мать мальчика совершила суицид в результате послеродового психоза, но ребенку об этом не известно (на самом деле мальчик знал об этом уже давно, но делал вид, что ему это не известно). Бабушка сказала, что причина, по которой ребенок оказался у них в том, что в семье обнаружилась пропажа крупной суммы денег. Мальчик признал свое причастие к этому событию и был жесточайшим образом наказан. Со слов бабушки кровоподтеки покрывали все тело ребенка, его эмоциональное состояние оценивалось бабушкой на тот период как подавленное, чрезмерно испуганное.

  1. Мы с мужем, - говорит бабушка, - приняли решение забрать Федора и его отец охотно на это согласился, не говоря уже о мачехе, так как они были готовы выгнать его просто на улицу». Неоднократно в разговорах с матерью сын говорил, что Федор уже «достал» Лену (мачеху). «Поэтому, - говорит бабушка, - явилось, как удобной причиной, так и последней каплей. С этих пор Федор живет с нами. Сейчас он посещает школу, в которой хорошо успевает, дополнительно посещает спортивную секцию и очень доволен. Благодаря лечению у массажиста и эндокринолога, он прибавил в весе и росте, приближаясь к возрастной норме. Однако случаи пропажи денег не прекратились. Нам приходится держать все под замком. Он вытаскивает деньги даже из сумки, когда я не успеваю их спрятать.

На вопрос: Знает ли она куда он их тратит? Бабушка сказала, что внук покупает себе игрушки, которые потом дарит своим друзьям, и ходит в компьютерный клуб. Поинтересовавшись о том, как часто ребенка посещает отец, выяснилось, что за весь год они виделись всего лишь однажды и всего минуты две. Отец Федора проявляет равнодушное отношение к судьбе своего сына.

Первая встреча с ребенком.
Мальчик производит впечатление общительного, воспитанного, спокойного ребенка, охотно вступает в контакт, демонстрирует свои успехи в школе и спорте, не стеснителен. Активно участвует в обсуждении предложенных тем, мыслит образно, логически рассуждает, однако испытывает затруднения в вербализации собственных чувств. Процесс присоединения основывался на совместном просмотре личного фотоальбома мальчика, он охотно комментировал снимки со своим изображением, а также школьные праздничные фотографии, снимкам с изображением отца и мачехи внимания не уделял, лишь изредка формально их отмечал: «Это снова папа…», переключаясь на другие.

Вторая встреча с ребенком.
Продолжили смотреть альбом, что позволило усилить присоединение. В процессе работы выяснилось, что любимая сказка Федора созвучна с внутренними проблемами, возникшими у него. Сюжет ее таков:
Один богатый купец явился на городскую площадь, чтобы нанять себе работника. Однако люди знали, что, когда раз в пять лет, он брал себе служаку, те не возвращались обратно, и никто не хотел наниматься к нему. Однако нашелся один парень. Договорившись об оплате, они поехали к купцу. Дом его был вдалеке от города. Приехав домой, хозяин привел рабочего в дом, где их ждала его дочь. Девушке понравился парень, и, зная тайные планы отца, она решила спасти его. Незаметно она отдала ему кольцо, которое, по ее словам, скоро пригодится ему. На следующее утро они запрягли телеги и отправились в путь. Прибыв к нужному месту, они решили передохнуть с дороги и пообедать. Купец напоил работника заранее заготовленным вином, от которого тот накрепко уснул. Затем купец убил одну из своих лошадей, вынул внутренности и засунул на их место спящего работника. Зашив брюхо кобылы, он отошел в сторону и стал наблюдать. Очень скоро прилетели коршуны и накинулись на тело лошади. Подняв добычу, они отнесли ее на рядом стоявшую гору, спуститься с которой не было возможности. Таким вот хитрым способом работник оказался на горе и, когда проснулся, понял, что оказался в ловушке. Купец, стоя внизу, приказал ему копать золотой песок и скидывать на телеги, а когда он закончит работу, обещал снять его с горы. Когда работник заполнил последнюю телегу, купец просто уехал, сказав, что помочь не может. Тут обманутый вспомнил о словах купеческой дочери и о кольце, благодаря которому те же птицы спустили его с горы. Прошло время и на городской площади снова появился купец в поисках работника. Молодой человек снова нанялся к нему. Естественно, что время изменило его, и купец не смог узнать в нем прошлого своего работника, да и даже не думал, что такое может быть. В этот раз все произошло иначе: работник успел подсыпать снадобье своему хозяину и проделать ту же операцию, что тот выполнил когда-то с ним. Когда купец проснулся на горе, он начал молить работника спасти его, но работник приказал наполнить ему возы золотом, и тогда он скажет как он спасся. Однако, наполнив последний воз, работник уехал, ничего не сказав. Он заехал в дом купца, забрал его дочь и жил с ней счастливо, а купца заклевали птицы.
Обсуждая сказку, Федор говорил о том, что, обманывая людей, купец приобретает богатства, и, в конце концов, сам попался на обман и погиб. Сюжет сказки говорит нам о том, что обманутый имеет право тоже обмануть. Эта сказка является для Федора разрешением на обман, так как он знал об обмане окружающих по поводу смерти его матери.
Таким образом, он, как тот работник, мстил своему окружению.

Третья встреча с ребенком.
Мы отправились гулять в парк, рассуждали о желаниях и мечтах. Федор говорит, что у него есть желание, которое не исполнимо: «В каждый праздник я загадываю одно и то же, но оно не исполняется. Я хочу избавиться ото лжи. Ложь во мне как дерево, она все растет и растет». Я предложил ему выбрать дерево, которое больше всего похоже на его дерево лжи. Он выбрал крепкое растение с раздвоенным стволом, среднего размера, с плохо сформированной кроной.

  1. Можно ли избавиться от дерева? Погубить его?
  2. Да, можно его спилить.
  3. Но если мы его спилим, то останется пень, о который можно споткнуться, а еще, по бокам пня могут начать расти новые ветки. Разве это выход?
  4. Нет, это не выход, это только на время.
  5. Тогда как поступить?
  6. Не знаю. Может быть сжечь?
  7. Да, но корни останутся в земле и дадут начало новому растению. Почему деревья растут?
  8. Они живые.
  9. Что нужно живому организму, чтобы жить и развиваться?
  10. Пища.
  11. Для дерева такой пищей является влага. А что является пищей для твоего дерева лжи?
  12. Ложь.
  13. Можно ли сказать, что…
  14. Я понял, что вы хотите сказать. Вы хотите сказать, что если не питать дерево, то оно высохнет с корнями и больше не прорастет.
  15. Да, именно так. Но может быть на это уйдет некоторое время. Чем крепче дерево, тем больше. Но, во всяком случае, оно сразу перестанет расти, но продержаться некоторое время сможет.
  16. Да, пока люди не дадут мне забыть о моей лжи.
  17. Чтобы что-то забылось, должно пройти время, и в это время необходимо

В процессе диалога ребенок проявлял искренний интерес к теме разговора. Он был рад, что нашелся способ победить дерево, а, следовательно, свою ложь.
Следующий шаг к осуществлению победы заключался в покупке цветочного горшка, который символизировал сосуд для души, а потому он сам делал выбор при покупке. К горшку был куплен цветок, который на его взгляд был похож на его внутреннее дерево лжи. Условие заключалось в том, чтобы каждый раз, когда он солжет или почувствует, что поступает нечестно, он должен полить цветок, то есть на символическом уровне подпитать свое дерево ложью. В остальных случаях цветок поливки не требовал. Надо сказать, что цветок «дерево лжи» завял очень скоро, так как ни разу не поливалось.
Когда оно окончательно высохло, был устроен праздник прощания с ним. Отмечу, что для ребенка это был действительно праздник. Он говорил о том, что уничтожить ложь можно, просто не обманывая, и тогда ничто не будет распирать тебя изнутри.
В процессе работы я полностью доверял ребенку, кроме нас с ним никто не знал, что это за цветок и почему его не следует поливать. Для бабушки и дедушки мы объявили, что это наш эксперимент.
Особого внимания заслуживают сказки и рисунки мальчика. Динамика, свойственная им,  была просто удивительная, наглядно демонстрируя как через них, он справляется со своими трудностями. Сказки я приведу ниже, а прежде хочу сказать о рисунках. Ребенку была предложена серия рисунков: «человек», «человек под дождем», «дождь в сказочной стране», «моя семья», «моя семья в образе сказочных героев», «семья в образе животных». Судя по этим рисункам, можно говорить о том, что ребенок ощущает себя вне семьи. При этом испытываемый им постоянный контроль, преимущественно со стороны бабушки, заставляет его изолироваться. Кроме того, рисунки говорят в пользу того, что ребенок испытывает трудности полоролевой идентификации. Базовым для последующей работы стал рисунок семьи в образе животных, так как охотнее всего ребенок рассказывал о нем. На рисунке была изображена бабушка в виде совы, сидящей на верхней ветке дерева, на котором висит в образе обезьяны сам мальчик с веткой бананов в лапе. На самой нижней ветке сидит дедушка в образе раненого орла и смотрит вниз. Во время обсуждения рисунка ребенок дорисовал отца в виде медвежонка, который сидит в дупле того же дерева. Сказка, написанная по этому сюжету, ярко описывает картину внутрисемейных отношений и отношение ребенка к членам своей семьи.

Сказка.
Жила-была Сова. Она сидела на ветке. Жила-была мартышка, которая сидела на более низкой ветке. Жил-был Орел, который сидел на самой низкой ветке. И жил-был Мишка в дупле того же дерева, и был очень ленивый.
Как-то раз, Мартышка убежала в лес, и у нее кончились бананы. А в лесу  нее была подружка, разговор с которой она не хотела прерывать только из-за того, что у нее кончились бананы. Сверху прилетела Сова. Мартышка крикнула ей: «Передай Мишке, чтобы принес бананы». Сова крикнула: «Угу-у-у-у». Сова быстро полетела к дому. (Дерево – их дом. – прим. Ребенка). Мишка пошел за бананами. На пол дороге заснул. Проснулся только вечером оттого, что на него упала шишка. Он встал, взял шишку и пошел дальше. Подойдя к банановой сосне, он увидел, что уже смеркается, и решил немножко поспать. Съев эту шишку от банана, он заснул. Проснулся он только утром оттого, что на него упала шишка. Он лениво поднялся и полез на дерево, на пол дороге  он заснул. Проснулся он оттого, что подул холодный ветер. Он залез на дерево, сорвал бананы и пошел обратно. На пол пути он заснул. Проснулся он оттого, что упала на него шишка. Он ее лениво съел и пошел дальше. Бананы к тому времени сгнили. Когда же он их передал Мартышке, и та, рассвирепев, начала колотить его от голода. И тут Мишка проснулся оттого, что его клевала Сова. Мишка быстро вскочил и сказал: «Я бегу, бегу, бегу, за бананами бегу». Удивленная Сова сказала Орлу: «Удивительно, я просто хотела предложить ему полежать в дупле и поесть шишки». Орел невозмутимо ответил: «Разминка этому соне никогда не повредит». И через пять минут Мишка уже стоял рядом с Мартышкой, которая только доедала последний банан и собиралась идти за ними, а Мишка кинул к ее ногам шесть гроздей бананов. Мартышка удивленно его  поблагодарила. Когда Мишка пришел домой, Орел, как на зло, опять заснул. Ему приснилось, что вся его родня победила во Всесосновских играх, а он не годился даже к тренировкам. С тех пор Мишку никогда не называли ленивым, а Орла, который всегда был на высоте, вес лес называл ленивым оттого, что он не во сне, а наяву оказался на самом последнем месте Сосновских игр.

На следующей встрече ребенок предложил новый вариант этой сказки.
Жила-была Сова. Она сидела на ветке. Жила-была Обезьяна. Она висела на более низкой ветке. И жил-был Орел. Он висел на самой низкой ветке. И жил-был Медвежонок. Он сидел в дупле этого же дерева. Как-то раз, Обезьяна и Медвежонок пошли в лес. Там они присели и стали есть шишки из-под бананов. Вдруг сверху прилетела Сова и крикнула: «Ку-ку». Обезьяна и Медвежонок посмотрели вверх. Сова медленно опустилась и сказала им, что Орел поранил себе крыло об высокую вершину сосны и сидит на ней. Обезьяна с Медвежонком побежали, правда, не знали, куда бегут. Сова тоже полетела, правда, тоже не знала, куда летит. Непонятно только, зачем они бежали туда, куда не знают. Знают только зачем. Надо бежать, бежать, бежать, найти Орла. Обезьянка подбежала к сосне, на которой сидел Орел, и спросила: «Кто-нибудь есть дома?». «Дома нет. Есть крыша и на ней сижу я», - ответил Орел. И еще он попросил, чтобы Сова принесла веревку и перевесила через сучок. Сова прилетела через два дня с веревочкой красного цвета и сказала: «Я долго подбирала, какой тебе подойдет цвет». Орел сказал: «Большое спасибо», перекинул сам через сучок веревку и сказал Обезьяне: «Я возьмусь за один конец веревки, а ты за другой, и я спрыгну, но поскольку я тебя тяжелее, но и ты не пушинка, то я медленно поеду вниз». И Обезьяна подумала, что это оскорбление и крикнула Орлу, что он безмозглый кирпичик. Орел пропустил это мимо ушей и крикнул ей: «Ну, ты готова». «Да, а что надо делать?», - ответила Обезьяна. «Взяться за веревку», - раздраженно ответил Орел. Обезьяна сказала: «А, вспомнила», схватилась со всей мочи за веревочку, а Орел спрыгнул вниз. Обезьяна взмыла вверх и оказалась на вершине дерева. Орлу внизу сразу же забинтовали крыло, но он еще не мог летать. В это время Обезьяна крикнула Орлу: «А что теперь делать?». Орел подумал и сказал, чтобы она слетела вниз. Обезьяна не расслышала и переспросила снова. Орел подумал, что его прошлый ответ был плохим и сказал, чтобы она слезла. Сова сказала, что он в прошлый раз сказал другое, а Медвежонок сказал, что Орел говорил все то же самое. Снизу начался спор, который длился два года, а бедная Обезьяна сидела сверху. Наконец Обезьяне надоело, и она поняла, что может просто слезть. Обезьяна подошла к спорящим. В этот момент Медвежонок пытался доказать, что в позапрошлом году Орел умел летать. Обезьяна возражала, что Обезьяна никогда не слезет. Обезьяна сказала: «Почему это? Я слезла». Орел сказал: «Ну вот, видели, Медвежонок был прав», и Орел счастливо взлетел, поранился о верхушку сосны, сел на ней. Обезьяне это порядком уже надоело и она забралась на дерево, взяла его и скинула вниз. Орел, ничего не поранив, сел на землю, а Обезьяна сказала: «Уж с одного метра-то можно слететь».

Выводы, которые ребенок сделал самостоятельно сразу после сказки:

  1. Не надо звать на помощь сразу, постараться выпутаться самому и не морочить голову другим по поводу того, что это очень сложно.
  2. Не сваливать беду на другого, он может быстро выпутаться из этой ситуации, а потом уже не поверит тебе.

В процессе работы стало очевидно, что бабушка, желая хорошего образования и воспитания своему внуку, избрала путь по типу гиперопеки. Кроме того, в семье существуют конфликты между бабушкой и дедушкой, связанные с воспитанием внука. Несмотря ни на какие обстоятельства, Федор тянется к своему отцу. Он очень болезненно воспринимает критику в его адрес от бабушки, которая к тому же имеет свойство постоянно сравнивать его со своим сыном. Такого рода сравнение может быть рождено желанием исправить свои ошибки в воспитании сына на внуке. Однако внук протестует против всякого рода  сравнений, всячески подчеркивая свою индивидуальность. Однако «мудрая бабушка» не хочет признавать внука как личность и продолжает видеть в нем своего сына. В этой связи с целью коррекции отношений между бабушкой и внуком, а также внутрисемейных отношений на одном занятии к работе были привлечены бабушка и дедушка. Им было предложено написать сказку о Солнышке, которое очень любило Зернышко. Вот что из этого получилось.
Дедушка. - Жили Солнышко и Зернышко. Солнышко очень любило Зернышко и всячески оберегало его от всяческих напастей. Какие напасти могли угрожать маленькому Зернышку? Сырость, дождь, плесень, ужасные вредители, насекомые, которые только и мечтали, чтобы съесть Зернышко. Но Солнышко не могло оберегать круглые сутки Зернышко, так как ночью уходило спать. И Солнышко решило спрятать на ночь Зернышко в землю.
Бабушка. – В земле было темно и сыро. Зернышко почувствовало, что оно уже, точнее кожа, натягивается и скоро лопнет. Солнышко не забывало о своем маленьком друге. Оно согревало его своими лучами. Вскоре на поверхности земли появился первый зеленый листочек.
Мальчик. – Росточек быстро потянулся кверху, потому что Зернышко давно не видело солнца. Вскоре росточек стал очень большим и на нем стали расти маленькие Зернышки. Близился конец лета. Росточек был уже весь покрыт Зернышками. Каждое Зернышко закрывало листочек. И Зернышко решило отблагодарить Солнышко и сказало ему, чтобы оно больше не старалось для него так сильно.
Психолог. – Солнышку была неприятна эта просьба и оно не смогло оценить поступка Зернышка. Может быть Солнышко просто не хотело расставаться с ним? А может быть кроме этого Зернышка оно не видело для себя никого более значимого?
Дедушка. – Солнышко посмотрело, подумало и решило, что можно найти другие объекты для заботы. Последний раз оно посмотрело на Зернышко, которое превратилось в могучий Колос и сказало: «До свидания. А я поеду в южные края искать другие зерна». А большой Колос склонился к земле и стал ждать жатвы, когда придут люди и соберут зерна.
Бабушка (не согласна с таким развитием сюжета, возмущается, говорит, что Зернышку нужно продлить жизнь). – Часть Зернышек снова упало в землю, а часть Зернышек собрали люди, смололи, получилась мука. Из нее сделали пирожки и накормили ими детей. Настала снова весна, а за ней лето, и на том месте, где проросло маленькое Зернышко, получилось много побегов, которые стали расти.
Мальчик. – Вернулось и далеких краев Солнышко. Оно хотело увидеть еще раз Зернышко. Оно начало искать то место, где росло Зернышко, и нашло его. Но на том месте было уже очень много маленьких росточков. Оно спросило у них: «Где Зернышко, которое было несколько лет назад?», но росточки ответили, что они не знают никакого Зернышка. Но Солнышко догадалось, что зеленые росточки были детьми того Зернышка, а само Зернышко уже давно ссохлось.
Психолог. – Солнышко так опечалилось, что не сможет встретиться со своим любимым Зернышком, что незаметно, в печали, спалило все молодые росточки и только к вечеру оно заметило, что это когда-то зеленое место превратилось в выжженную землю.
Дедушка. – Мораль сказки проста: даже большая любовь может сжечь не только любимого, но и его потомство.

Обсуждение сказки не имело предполагаемого эффекта у бабушки. Однако дедушка, будучи человеком, активно анализирующим ситуацию, быстро сообразил о чем идет речь и начал подводить свою супругу к правильным решениям. Однако сопротивление преодолеть не удалось.
Ясно, что для коррекции полоролевой идентификации ребенку, воспитываемому под гиперопекой женщины в отсутствии авторитета мужского рода, необходимо создавать такой авторитет. С этой целью необходимо было сделать лицом значимым для ребенка его дедушку. Для этого в обсуждении сказок много времени уделялось Орлу как добытчику, как мудрецу, как другу. Такого рода воздействие имело успех, что отразилось и в отношениях ребенок – дедушка и в проективном тесте «Рисунок семьи в виде кружков». Мальчик изобразил дедушку выше остальных, в дополнение заштриховал себя и деда, что свидетельствует об объединении с дедушкой по какому-то типу, скорее всего по признаку пола. В процессе работы появилась еще одна сказка, на сей раз о Белом Медвежонке.

Жил-был далеко на севере Белый Медвежонок. И были у него друзья в жаркой Африке – Обезьяна, Орел и Сова. Он очень дружил с ними и часто писал им. Орел прилетал и приносил ему письма. Он тоже писал, и Орел уносил их. Когда он был маленьким, Орел легко переносил его на своих крыльях, и он виделся со своими друзьями. Но постепенно он стал взрослеть, и Орел уже не смог поднимать его в воздух. Мишка часто хотел уйти искать своих друзей, но там, где он жил, место это было все вокруг закрыто горами, и он не мог пройти, а как только кто-то пытался залезть на горы, на него сразу же нападали  злые шакалы и волки. Они сторожили, даже нельзя сказать, что сторожили, а охотились в этом месте. Ни одна птица не могла пролететь, только очень сильный Орел перелетал очень высоко над горами. Птица летела в изнеможении, так как воздух был очень плотный ей было очень трудно лететь, и она уже с трудом перелетала на низкой высоте гору. А шакалам только этого и нужно, они все время хватали птиц. Но Орел пролетал так высоко, что шакалы даже почти его не видели и даже не думали к нему прикасаться. У Медвежонка были еще и свои родственные друзья – еще два Медвежонка. Они ходили ловить рыбу. Один раз у них получилось поймать очень много рыбы, они принесли ее в лагерь, и, когда Вожак увидел столько рыбы, что всем хватит на целый месяц, он сказал, что исполнит любое желание всех. Два его друга загадали, чтобы их целый год кормили только рыбой. Те сказали, что конечно, обязательно. Поскольку это были очень голодные времена, для них это было важно, иначе бы они умерли с голоду. Но Мишка медлил со своим желанием. Он долго думал, уместно ли будет спросить у Вожака можно ли как-нибудь пройти через горы, потому что он нередко выбегал за антилопами и еще кем-то. Но последнее время он перестал переходить, сказал, что это очень опасно и никогда не уходил из лагеря. Медвежонок очень долго об этом думал и поэтому решил, что как раз пришло время, когда надо спросить об этом Вожака. Он долго думал, собирался, как бы так сказать, чтобы Вожак на него не обиделся, и придумал. Как-то вечером он подошел к Вожаку и сказал: «Извините, пожалуйста, не могу ли я сказать свое желание». Вожак сказал: «Конечно, ты хочешь присоединиться к своим друзьям».  «Нет, - сказал Мишка, - я бы хотел, чтобы вы сказали, как вы проходили через горы». Вожак сказал: «Я не переходил через горы, я проходил под ними. И этого с тебя хватит. И не строй ужасно удивленное лицо, потому что я и так сказал тебе слишком много». И Вожак удалился, явно злой тем, что его об этом спросили. Мишка подумал, что есть такая гора, которая может взлететь, и целыми днями бегал по скалам, ни ел, ни пил, бил по всем сучкам, думая, сейчас подпрыгнет. И тут он бежал и споткнулся о какой-то камень, который был вставлен в скалу. Он стукнул по нему, камень выпал, но ничего не случилось. Мишка разочаровался, и после этого он намного с меньшим усердием пытался пробиться и почти уже не ходил. Но,  как-то раз, он, пробегая, стукнул по камню, и оттуда полилась чистая вода. А чистой воды там практически не было, и поэтому он напился, и это ему придало больше усилий и уверенности. Он подумал, что если так ходить, то можно и есть и пить. Он  нашел много вкусных ягод, которые были для медведей чистым лакомством. И он побежал дальше с новыми силами. Он оббежал почти все горы, и уже где-то в конце он увидел большой камень. Он попытался сдвинуть его, но ничего не получилось. И вот, он предложил всем своим друзьям, когда они закончат есть свою рыбу, чтобы они пошли и еще раз столько же наловили. Друзья согласились, потому что им очень хотелось, чтобы они наловили всего один раз, а ели потом целый год. Через год опять наступили голодные времена, когда рыбы не было, и никто практически не ел. И вот они побежали и целыми днями накапливали рыбу, и тут ее принесли. Вожак сказал, что он еще раз готов выполнить их желания и сказал, что они очень усердные труженики. Тогда, Мишка, только этого и ждав, подбежал к одному из старейшин и он попросил: «Не мог бы ты сдвинуть камень – это мое желание». «Камень большой?». «Да». «Тяжелый?» «Да.» «Ну, тогда это будет только одно твое желание. Оно глупое. Но может быть это что-то прояснит. Показывай.» На следующее утро они подошли к камню. Старый медведь отбросил его, и камень еле-еле покатился. Мишка заглянул вниз и увидел, что там пусто, только земля. Старый медведь рассмеялся и сказал: «Какое глупое желание. Зачем оно тебе?». Мишка очень обиделся и, резко развернувшись, упал в яму. Медведь не услышал этого и быстро поехал вниз по горе. Мишка увидел, что это не просто земля, что в этом углублении есть проход, только такой, что туда мог уместиться только маленький медвежонок. И Мишка понял, что это как раз то, что он искал, и он понял почему Вожак сюда больше не ходит, потому что он ходил сюда, когда был маленьким и мог пролезть в этот проход, а сейчас он уже не может. И тогда он закидал все листьями и побежал. С тех пор он очень часто пробегал под горами и бегал к своим друзьям. В этот раз он бежал очень быстро, бежал с усердием, потому что не знал: закончится этот туннель когда-нибудь. И вот он оказался снаружи. Он долго бежал и, наконец, увидел Африку. Он увидел и своих друзей через несколько часов. Они весело играли, развлекались, он их почти забыл. У них он пробыл несколько дней и побежал обратно. С тех пор он бегал к своим друзьям каждый год. Поскольку этот камень ему приходилось закидывать обратно, то в какой-то момент ему уже не требовалось накапливать кучу рыбы для исполнения желания, потому что он уже настолько стал сильным, что уже сам откидывал этот камень и закидывал его за собой. И вот как-то раз он бежал к своим друзьями и, прибежав к ним, не увидел их. Он очень разочаровался и, пробежав почти всю Африку, увидел их далеко-далеко. Они стояли и ошеломленно смотрели на группу маленьких обезьянок. Сова аукнула, а Орел взлетел и закричал: «Иди сюда скорей, иди сюда, наш любимый Медвежонок». Медвежонок прибежал и увидел как дерутся обезьяны со старым Вожаком. Вожак пытался узнать от них, был ли здесь когда-нибудь Мишка. И Мишка понял, что это именно о нем говорят, и, что Вожак понял, куда он исчезает, и хотел сделать так, чтобы не было никого, кто бы знал об этом туннеле, кроме его детей. Но у него еще не было детей, и поэтому через три дня после этой стычки маленький Медвежонок засел за кусты рядом с камнем и увидел как приближается к нему Вожак. Он вскочил, запрыгнул на камень и сказал: «Вожак, у тебя все равно нет детей, так оставь же для меня этот проход». Вожак был ошарашен таким появлением Медвежонка, он думал, что Медвежонок уже давно пробежал по туннелю, и хотел остаться тут его караулить. И еще Вожак понял, что слова Мишки были правдивы, что все равно уже некому было оставить знания об этом туннеле, так что все равно надо было кому-то отдать. С тех пор Мишка уже не бегал по туннелю, потому что вырос, но его дети очень часто бегали.

Безусловно, что перемены в ребенке не произошли незамеченными бабушкой. С одной стороны, она стала довольна тем, что Федор общается с дедом, и дед, как никогда стал больше уделять внимания внуку. С другой стороны, она несознательно препятствовала этим отношениям, посредством озабоченности успеваемостью мальчика, а потому почти все время  ребенок проводил за уроками. Конечно, коррекция состояния мальчика требует и коррекции семейных отношений, однако от сотрудничества бабушка отказалась.
Хотелось бы верить, что зыбкое равновесие, установленное в душе ребенка, не поколеблет внутрисемейные отношения. Однако нужно помнить о том, что, подпитывая внутреннюю созидательную силу человека, можно рассчитывать на нее. В процессе плавной последовательной работы мы добились некоторых результатов:

  1. Установили контакт ребенка с дедушкой, что способствовало усилению мускулинности ребенка.
  2. Сформировали навыки понимания собственных чувств и чувств другого человека.
  3. Снизили тревогу и подняли самооценку, что способствовало устранению феномена вранья.

Конечно, работа с такими проблемами требует продолжительного времени. Однако семья прекратила консультации на восьмом занятии в связи с летними каникулами и поездкой ребенка в лагерь.